sokolov9686

Categories:

Подрубили крылья

У МС-21 забрали конкурентное преимущество

Из-за санкций МС-21 остался без материалов для композитного крыла

Санкции США в отношении АО «Аэрокомпозит» создают проблемы для реализации проекта МС-21. Под влиянием Вашингтона прекращаются поставки материалов для композитного крыла самолета. Производство российских аналогов может занять много времени, что в итоге может сдвинуть сроки коммерческих поставок лайнера еще на несколько лет.

МС-21 столкнулся с новыми трудностями. На сей раз на пути реализации проекта стоят санкции США, которые были ранее введены в отношении предприятий, участвующих в производстве композитного «черного крыла» — ключевого элемента нового российского лайнера, составляющего главное конкурентное преимущество самолета.

Речь идет об АО «Аэрокомпозит» и АО ОНПП «Технология» имени Ромашина, которые были включены в санкционный список США.

Под давлением американских санкций отгрузка из Японии и США компонентов для композитов, которые использовались для производства крыла и части киля, прекратилась,

подтвердили несколько источников «Коммерсанта» в отрасли и в правительстве РФ. Поставлять материалы для российского производства перестали американская Hexcel и японская Toray Industries.

Удлиненное крыло из композитных материалов задумывалось как одно из конкурентных преимуществ самолета, которое должно повысить его экономичность и увеличить ширину салона по сравнению с аналогами. В настоящее время проходят разные стадии испытаний три собранных самолета, в стадии сборки на предприятии – четвертый. Ранее проект реализации МС-21 Счетная палата оценила в 438 млрд руб.

В этом году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) собиралась активизировать производство серийных самолетов.

На 2019 год была намечена и сертификация МС-21, однако она была перенесена как раз из-за необходимости доработки и дополнительных испытаний инновационного композитного крыла.

Действующие планы предусматривают завершение сертификации самолета МС-21-300 по российским нормам до середины 2020 года, сообщили ранее «Газете.Ru» в Минпромторге.

По данным «Коммерсанта», сейчас в РФ обсуждаются несколько вариантов решения проблемы с поставками композитов. В частности, обсуждается создание собственного производства необходимых компонентов внутри страны, что однако потребует довольно много времени и может сдвинуть сроки реализации проекта. Существует также теоретически вариант и вовсе отказаться от композитного крыла, заменив его металлом, однако это, по мнению большинства экспертов и участников отрасли, лишит новый лайнер главного конкурентного преимущества.

В аппарате вице-премьера Юрия Борисова заверили издание, что «проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует». В «Ростехе» также заверяют, что «есть надежные зарубежные поставщики композитов, есть собственные разработки».

«Без необходимых материалов авиастроение в любом случае не останется, отказ от использования в МС-21 композитов даже не рассматривается», — подчеркнули в госкорпорации.

Между тем, санкции – не единственная проблема проекта. Препятствием для экспортных поставок лайнера могут стать проблемы с признанием российской системы сертификации в Европе и США.

Ее в конце прошлого года признал гендиректор Ростеха Сергей Чемезов. «Пока мы пользуемся старыми сертификатами, которые выдал МАК (Международный авиационный комитет, «Газета.Ru»), — на ту технику, которая ранее была создана и которая уже поставляется. А вот с новой техникой, если Росавиация не сможет договориться о процедурах взаимного признания, подписать регламенты с международными органами сертификации, действительно могут быть проблемы. Это касается, например, экспорта самолетов, того же МС-21, на который мы делаем большую ставку», — сказал он в интервью газете «Ведомости».

Наличие трудностей подтвердили «Газете.Ru» и источники в правительстве РФ. «Нас уже предупредили, что с экспортом МС-21 могут быть проблемы», — сказал один из них.

Ранее сертификацией авиатехники в РФ занимался МАК, созданный после развала Советского Союза как некое министерство гражданской авиации стран СНГ. Позже часть функций МАК были переданы разным ведомствам. В частности, полномочия по сертификации авиатехники 28 ноября 2015 года перешли от МАКа к Росавиации. Однако у ведомства нет двусторонних соглашений о взаимном признании сертификатов летной годности с ведущими авиарегуляторами — европейским агентством ЕАSА, американским FAA и др.

В самой службе «Газете.Ru» сообщили, что для заявлений «о якобы неприятии европейцами документов Росавиации никаких оснований не имеется». «Российская сторона продолжает работать по авиационным правилам, которые хорошо известны EASA», — подчеркнул представитель ведомства.

источник


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.